МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ КЛУБА,

предоставленные их авторами, публикуются в хронологическом порядке, начиная с новейших.

 

Гринцявичус Р.К.

 

Как измерить пройденное пешком расстояние?

 

(Лекция – шутка)

 

   35 лет тому назад я почувствовал, что мое здоровье мне не нравиться. Поэтому я решил заниматься спортом. Но каким? Покупал в профсоюзном комитете очень дешевые абонементы в бассейн. Однако из-за нехватки силы воли использовал в среднем только одну попытку из десяти. Что делать? Начал по выходным дням ходить в походы. Есть в Москве такой клуб туристов. Он печатает планы походов. Встречаются желающие-туристы на вокзалах и руководитель походов выходного дня бесплатно водит группы по заданному маршруту. Но эти походы не были мне интересны. Поэтому я ходил в них нерегулярно. Зато довольно регулярно, по воскресеньям, стал один проходить по 15-20 километров по Подмосковью.

   И вдруг, - о счастье! - встретил такого же как я человека-туриста. Мы подружились. Нас стало двое. В течении 4-х лет мы не пропускали ни одного воскресенье. Либо вдвоем, либо с группой туристов мы бродили по красивейшим лесам Москвы и Московской области.

 

   Однако у меня вкралось одно сомнение. Один руководитель объявляет 20 километров, а мне кажется, что мы прошли все 28. Другой объявляет 20 километров, а прошли не больше 10. Очень часто после походов я пытался уточнить у руководителя километраж. Но руководители утверждали что правы они, а не я.

   Шло время, у меня появились новые друзья. К моему большому удивлению, новые друзья моих сомнений о километрах не поддерживали. Более того. Они твердили, что расстояние можно определить по самочувствию.

Я решил себя проверить. Для этой цели я специально купил велосипед и велосипедный километровый счетчик. С моими новыми друзьями мы были в двух походах. Первый поход - подлиннее. После похода они, подумав, сказали, что мы прошли 17 километров. Затем я на велосипеде проехал этот же путь. Счетчик показал 17350 метров. Мои друзья ликовали: незачем было покупать велосипед. Но я не сдался. Мы снова пошли в поход. Друзья сказали, что прошли 6 километров. Простите, но велосипед показал 9500 метров. Значит, названная ими цифра меньше реальной на 3500м, т.е. почти на 37 процентов! Даже по часам можно измерить расстояние намного точнее.

   Я ещё подружился с некоторыми туристами. Один новый друг, турист, доктор наук, профессор, измерял расстояние очень точно. Он делал так. С помощью часов он с точностью до секунды вычислял (в уме!) время, в течении которого мы идём. Потом, как бы играя, он говорил, что средняя скорость была, например, 4,2 километров в час. Это означает, что мы прошли 16,6 километра.  Три раза я проверил это с велосипедом. Ошибки были меньше 5%. Добавлю, что он, как и я, не доверяли советским шагомерам. Мне тоже захотелось научиться измерять пройденное расстояние  с такой же небольшой ошибкой. Так как я преподаю математическую статистику, скажу, что у меня ничего не получалось. Для вычислений с надёжностью не менее 99%  надо было бы проделать сотни опытов, на что не было времени.

 

    Многие туристы  считают, что шагомеры абсолютно точно измеряют расстояние. Был такой случай, кажется, 15-20 лет тому назад. Мы с друзьями отдыхали на привале. К нам присоединились еще двое - друзья моих друзей. Один из присоединивших очень много рассказывал. Слушать его было интересно, т.к. он рассказывал очень убедительно. Зашла речь и о шагомерах. Он рассказал, что купил шагомер. По шоссе, где установлены километровые столбы, прошел один километр. Счетчик показал 1250 шагов. Сегодня счетчик показывает 8000 шагов. Значит, сказал он, округляя до единицы, получим, что мы прошли 6 километров. То есть от точной цифры 6,4 он отбросил 0,4 км. Только за счёт этого возникла ошибка в 6,2%. Товарищ говорил так убедительно, что ни один из моих друзей не возражал, хотя все они были с высшим техническим образованием, некоторые -  даже кандидаты наук. Позже я показал своим друзьям, что для такого небольшого расстояния больше подошло бы округление с точностью до 0,5 км, т.е до 6,5 км. Тогда ошибка составила бы 0,1 км, т.е. меньше 2%. Впрочем, моих друзей устраивала и прежняя точность. Но только не меня!

   У меня очень много претензий к советским шагомерам. Я их сейчас изложу. 1) Советские шагомеры правильно показывают число шагов (для меня), если я иду со скоростью от 3,8 до 4,8 километров в час  по хорошо утрамбованной сухой тропике или по асфальту. 2) Вторая неприятность, что я купил два советских шагомера. Первый служил мне около трех лет (точно не помню). Второй - не больше трех месяцев.  Спасибо, больше я их не покупал. После распада Советского Союза я еще купил три шагомера.  Все они произведены вне территории бывшего советского Союза. На одном было даже написано: «Made in Japan».

  Все эти три шагомера неправильно показывали  число шагов  при любой скорости. При этом погрешность была не менее 10%. Вот вам и ностальгия по прошлому.

   Если я иду сначала со скоростью 3,5 километров в час, а потом 5,5 км в час, но делаю одинаковое число шагов в минуту, то во втором случае за одно и то же время я прохожу в два раза большее расстояние. Поэтому  шагомеры не могут определить расстояние с хорошей точностью.

 

   Следующее  совсем не относится к шагомерам. Я не доверяю и километровым столбикам. Как-то я один гулял вдоль Савёловской железной дороги и убедился, что один столбик стоял не на своем месте. Если его не переставили, то я легко могу его найти и показать вам. Более того, как-то, может быть, лет 10 тому назад, мы с братом гуляли по шоссе в литовской деревне, где живут наши  родственники. Старались идти с одинаковой скоростью. Все пройденные километры по часам занимали по 15 минут каждый (+/-  сколько-то секунд). А один километр оказался пройденным за 12 минут. Извините, ошибка в 20 процентов!

   Летом 2012 года я приметил один очень прямой участок шоссе длиной 0,5 км вдоль железной дороги между станциями Тарасовская и Клязьма. Меня заинтересовали столбы, которые вкопаны вдоль железной дороги  через каждые сто  метров. Я взял велосипед и стал  измерять стометровки. Я был в шоке.  Первая стометровка оказалась равной 107 метрам, вторая – 103 метрам, третья и четвертая стометровки - по 96 метров. Про пятую не помню. Дорогие мои! Вот вам 500 метров. Нужен ли тут ум? Если умеете считать до ста то, считая шаги, вы поделите это расстояние на 5 равных частей гораздо точней, чем указывают эти столбики.

 

    Лет 8 тому назад я решил, что прогулки один раз в неделю для здоровья бесполезны. Было бы лучше каждый день делать получасовую зарядку.  Но каждый день - не вышло, однако в среднем 5 раз в неделю я делаю зарядку. 2,5 года тому назад  я решил вдобавок к зарядке еще 5 раз в неделю проходить не менее 5 километров.  Получаются хорошие результаты.

   Воскресные походы с туристами я давно забросил. Но теперь я в среднем 5 раз в неделю провожу испытания (язык математической статистики). Летом и осенью 2011 и 2012 годов я провел намного больше ста испытаний. Т.е. я проходил 5 километров, считая шаги. Обычно утором я вставал, делал зарядку, завтракал и начинал прогулки со скоростью 96 шагов в минуту. Через 2-5 минут смотрел на часы, чтоб решить идти быстрее или медленнее. Температура воздуха колебалась от 5 до 25 градусов. Гулял по асфальту либо по хорошо утрамбованной сухой или чуть влажной от небольшого дождя тропинке.

 

   - Взбрендил старик - сказал мне один мой родственник. Но я рассуждаю так. Каждый день я должен проходить не меньше 5 километров. Я иду, считаю шаги. Скажу вам даже так, что считая шаги, идти намного приятней, ибо как-то скучно ходить, ничего не делая.

   Я считаю себя скорее верующим человеком, чем атеистом. К сожалению, последнее время я редко хожу в церковь, поэтому  гуляя, я молюсь. Может быть, Господь Бог не вполне одобряет подобные молитвы, но мне такой образ действий нравится.

   Что я установил? Учитывая известные ограничения, 1 километр по асфальту я прохожу за 14 минут, по сухой тропинке - за 14 минут и 30 секунд, по чуть влажной тропинке - за 15 минут.  Ошибка не превышает мои любимые 5%.

   Применим теперь теорию математической статистики, которую я преподаю. Проведено более 100 испытаний, в 80% которых ошибка не превышало 2%. Сожалею, что не подсчитал точнее, а результаты 2011 года нечаянно стёр из компьютера. Отклонение от 2 до 3 процентов наблюдалось примерно в 12% испытаний, от 3-х до 4 % - в 7% испытаний. И всего два испытания (это я точно помню) имели отклонения 4,1 - 4,2 %.  Отклонений больше 5% процентов не было ни разу. Поэтому с надежностью не менее 99% можно утверждать, что я умел определять пройденное мною в одиночестве расстояние с ошибкой не более 5%.

 

 

 

   Но я не успокоился и на этом. Недавно, как мне кажется, я научился измерять пройденное пешком расстояние с погрешностью не более 0,5%! То есть на километре ошибка составляет не более +/- 5 метров. При этом надежность приближается к 100%. (Это стало возможным благодаря изготовленному мною измерителю расстояния, состоящему из велосипедного колеса, велосипедного счётчика и водила.)

   Вот и пропал интерес считать шаги. Я же и так знаю, чему равно расстояние того или иного маршрута.

 

(Прочитано на эсперанто 27.11.2013. Перевод авторский.)

 

 

 

 

***

 

   Курилкин А.А. и Нистратов А.В.

 

 

Эсперанто-движение в Испании

 

 

   Движение эсперантистов в Испании имеет более чем столетнюю историю. В 2003г. отмечалось 100-летие основания la Sociedad Españolaparala Propagandade Esperanto (Испанское общество по пропаганде Эсперанто, на эсперанто - HSppE) - первой национальной ассоциации, созданной для распространения международного языка эсперанто.

   Образовались первые кружки эсперантистов, наладился контакт с аналогичными группами из других стран – движение укрепилось для создания национальной ассоциации. Инициатива принадлежала главным образом эсперантистам из Валенсии и Мурсии, состоялось первое собрание под председательством Ricardo Codorniu (Риккардо Кодорниу) – основателя испанской лесной инженерии. В этом же году вышел журнал-рупор ассоциации, “Elsolespañol” (“La suno hispana”); до 1914 г. было выпущено 96 ежемесячных журналов.

   Движение продолжило расти. В 1903г. была создана валенсийская ассоциация, в последующие успешные годы – каталонская, андалузская и др. Также образовывались немного спустя секторные группы, например, среди военных (пытавшихся отделить эсперанто-движение в Испании от такового в остальном мире), среди рабочих, католиков и т.д.

   Главный импульс к развитию движения в стране был дан в 1909г., когда в Барселоне прошёл Мировой Конгресс Эсперанто. На Конгресс, который был пятой встречей такого уровня в мире, съехались тысячи людей из множества стран. Среди них был и сам Заменгоф, который был награждён королём Alfonso XIII (Альфонсо XIII) - почётным президентом Конгресса - Орденом Изабеллы Католички (Orden de Isabel la Catòlica).

   Первые годы следующего десятилетия принесли заметный прогресс движения, причём не только в Испании. В 1911г. в Испании был принят декрет, разрешавший обучение эсперанто в соответствующих центрах.

   Однако начало Первой Мировой войны в 1914г. резко затормозило этот прогресс и увеличило ненависть между народами, втянутыми в войну. Дополнительный удар ко всему этому придала смерть основателя языка в 1917г. На движение в Испании это оказало косвенное влияние, связанное с обрыванием связей с коллегами из других стран, но уже в 1917г. вместо HSppE появилась другая группа – la Federaciòn Zamenhof. Инициатива принадлежала человеку, оказывавшему огромное влияние на движение до Гражданской войны - Julio Mangada Rosenörn (Хулио Мангада Розенорн). Будучи милитаристом, масоном, он занимал ведущее место в эсперанто-движении в течение 20 лет, вплоть до начала Гражданской войны.

   Окончание мировой войны способствовало быстрому возрождению языка. Восстановились прежние группы, появились новые. Эсперанто завоевало новый успех в среде общества, пресыщенного ненавистью и войнами. В Испании высоко оценивалась работа эсперантистов во время встречи детей из семей, которые жестоко пострадали от конфликта.

   С другой стороны, было несколько попыток вовлечь эсперанто в новую международную политику по обустройству мира, проводимую после войны. Соответствующее обращение рассматривалось в Лиге Наций, и одним из инициаторов и защитников идеи был известный испанский инженер и изобретатель Leonardo Torres Quevedo (Леонардо Торрес Кеведо). Но предложения были отклонены в основном из-за позиции Франции, не желавшей ущемлять свой собственный язык в пользу другого.

   Также получил сильный импульс «эсперантизм» движения рабочих в связи с интернационализмом пролетариата. Интернациональный уровень способствовал росту движения в молодом государстве – Советском союзе, - и в 1921г. была создана международная организация SAT (Sennacieca Asocio Tutmonda). В Испании была важна поддержка от среды анархистов, также существовали кружки социалистов, которые, к примеру, перевели на эсперанто рубрику из газеты “El Socialista”. Стоит отметить и присутствие трёх активных эсперантистов в Кортесах (las Cortes Constituyentes) Второй Республики (Francisco AzorìnCayetano Redondo, Rodrigo Armada). Также отмечен высокий уровень эсперанто-движения в Каталонии, связанный с каталанской политикой.

   Основное (нейтральное) движение, унаследованное от HSppE, возглавлявшееся ранее Мангадой и сейчас называемое Asociaciòn Española de Esperanto (НЕА), продолжило развивать свою деятельность по распространению и пропаганде с заметными успехами. Отметим здесь назначение трёх испанских учёных (упомянутого Кеведо и менее известных академиков Vicente Inglada и Ors Emilio Herrera Linares) официальными представителями Испанского Государства на Международной Конференции 1925 года для включения Эсперанто в Академии Наук. Однако имела место слабая организация движения, вызванная внутренними конфликтами среди членов ассоциации, которых поддерживала конфедерация из локальных, региональных и секторных групп. Был даже период с двумя отдельными ассоциациями, но при этом число говорящих на языке эсперанто не переставало расти.

   С другой стороны, выделялась культурная деятельность, особенно в издании оригинальных текстов и переводов, написанных на castellano o catalàn (кастильском или каталанском языках). Например, в Каталонии точно были переведены знаменитые “Juegos Florales” на эсперанто для представления праздников и обычаев Каталонии. Однако Испанский Институт Эсперанто (Instituto Español de Esperanto) распределил наиболее важные особенности, связанные с языком, по областям искусства, литературы и науки.

   Но весь этот прогресс подвергся испытанию с началом Гражданской войны. Хотя, как было замечено, «эсперантизм» - это движение многообразное, с участниками всех форм идеологии, нужно отметить, что заметное большинство эсперантистов, по крайне мере самых известных, были сторонниками республиканцев. Это касается и Мангады, а также и иностранных эсперантистов, принимавших участие в составе Интернациональных бригад; стоит отметить издания многочисленных текстов, пропагандирующих республиканское правительство или Генералитет Каталонии, включая широко распространённую газету “Popola Fronto”.

   По окончании Гражданской войны организованное эсперантское движение исчезло как таковое. Остались лишь несколько немногочисленных кружков и изолированных личностей, которые мало-помалу начинали организовываться. В первые послевоенные годы язык эсперанто казался неудобным для власти, но он никогда не был запрещён официально. В некоторых случаях стали появляться данные о смертях эсперантистов или репрессиях. Однако это несопоставимо с ужасами в Германии, где эсперанто был запрещён совсем, а участники, среди которых была и семья д-ра Заменгофа, отправлялись в концлагеря, или в Советском Союзе, где была закрыта ассоциация эсперантистов и наказаны основные её руководители.

   В конце концов, пройдя за разрешением множество официальных инстанций, в 1947г. была основана

la Federaciòn Españolade Esperanto (HEF), которая работает и по нынешний день. В ней участвовали сторонники как победившей в войне партии националистов, так и некоторые из потерпевших поражение, которым была возвращена свобода. Среди первых стоит отметить состоявших в президиуме ассоциации Dr. Rafael Herrero (Рафаэль Эрреро) из Валенсии или ректора Университета Сарагосы Miguel Sancho Izquierdo (Мигель Санчо Искьердо); среди вторых - редактор в течение многих лет Boletìn (журнала «Бюллетень») и неутомимый активист, Luis Hernàndez Lahuerta (Луис Эрнандес Лауэрта), и главный редактор литературы на эсперанто 1950-1960-х гг., преподаватель Университета la Universidad de La Laguna, Juan Règulo Pèrez (Хуан Регуло Перес).

Работа по распространению эсперанто вернулась в прежний режим, и движение возобновило свою деятельность (хотя и сложно сравнить с довоенным уровнем), которая была достаточной для того, чтобы разрешить организовать новый Всемирный Конгресс под номером 53 в Мадриде в 1968г. В этом же году был основан музей Эсперанто (el Museo del Esperanto) в каталанском местечке de Sant Pau dOrdal (Сан По Д’Ордаль). В 1969г. было создано la Fundaciòn Esperanto (Образование, основа, фундамент Эсперанто), целью которого была поддержка деятельности по распространению языка; например, в 1977г. был опубликован первый перевод на эсперанто "Дон Кихота". La Federaciòn Española de Esperanto продолжила возврат к демократии. Это позволило возродить ассоциации, связанные с движением рабочих или пацифистов. Также важным было создание или развитие ассоциаций в большинстве регионов и для разных народностей, особенно в Каталонии и Валенсии. Тем самым возродился и контакт с остальным движением эсперантистов других стран мира. В 1993г. прошёл новый Всемирный Конгресс в Валенсии с участием почти 2000 людей со всего мира. Международная ассоциация SAT провела международные встречи в Испании в 1986 и 2002гг. А в 2004г. в Бильбао состоялся конгресс эсперантистов EC (la Union Europea de Esperanto).

 

    Движение эсперантистов продолжает развиваться. Появились группы во всех больших городах; развитие курсов и появление новых членов не прекращается. В последние годы возрос интерес, связанный с возможностью легко общаться с людьми из других стран, что приведёт к развитию новых технологий. В любом случае ясно, что продолжает существовать группа людей, которая сохраняет надежду, которая исходит от пионеров (первопроходцев) 1903года. Необходима связь, общность людей, которая преодолеет физические, политические и языковые преграды. Этого можно добиться только с нейтральным языком, когда все находятся в равных условиях, когда это легко, когда язык выразителен. Только один язык может удовлетворить этим требованиям - эсперанто.

*

(Прочитано на эсперанто 30.05.2012. Перевод авторский.)